Хомут является главной и наиболее ответственной частью упряжи. На него ложится основная часть силы тяги, проявляемой лошадью во время работы. Поэтому правильное устройство и подгонка хомута оказывают огромное влияние на работоспособность лошади и требуют особого внимания.
Основные требования, которые предъявлялись к хомуту, до последнего времени сводились к тому, чтобы он был прочен и по своим размерам и форме соответствовал шее лошади, плотно прилегал к ней, к плечам (под весьма распространенным условным названием «плечо» и в данном случае и в дальнейшем тексте имеется в виду место расположения лопатки) и к холке, оказывая равномерное давление на них.
При этом, однако, недоучитывался столь важный факт, как изменение положения лопаток во время движения лошади при каждом ее шаге; повышенная уязвимость нижних (области плечелопаточных сочленений) и особенно верхних (хрящевых) концов лопаток и всей области холки. Не предусматривалось также совершенно необходимое снижение давления хомута на область переднего края шеи, в результате чего часто во время работы у лошади нарушалось нормальное дыхание и кровообращение. Нельзя ограничиваться примеркой хомута только на стоящей лошади.
При таком способе примерки хорошо прилаженный, на первый взгляд, хомут часто во время работы лошади принимает неправильное положение, производит травмы (повреждения) и снижает ее работоспособность. Проверку правильности устройства и подгонки хомута для той или иной лошади обязательно производить непосредственно во время работы ее с полной нагрузкой. Только таким путем можно выявить те или иные недостатки как в самом устройстве, так и в подгонке хомута по лошади.
Исследованиями Института коневодства было установлено, что максимальная работоспособность лошади и предотвращение травм достигаются при таком устройстве хомута, которое обеспечивает следующее положение его на работающей лошади.
Хомут должен опираться на середину плеча так, чтобы основное давление, возникающее во время работы лошади, приходилось на среднюю треть переднего края лопатки (рис. 28, справа). В этих местах хомут должен вплотную прилегать к шее лошади.
Рис. 28. Схема прилегания хомута на работающей лошади: справа - правильное прилегание хомута, слева - неправильное (черным отмечены места основного давления хомута).
Примерно от середины нижней трети плеча и ниже хомут должен оказывать возможно меньшее давленые как на область плече-лопаточных сочленений, так и переднего края шеи. В верхней части хомут во время работы лошади не должен давить на хрящевые концы лопаток, оставляя всю область холки совершенно свободной от давления как сверху, так и с боков.
Стандартный сельскохозяйственный хомут (рис. 29) состоит из следующих основных деталей: 1) пары клещей, 2) хомутины, 3) хомутной подкладки, 4) покрышки, 5) спойного ремня, б) супони, 7) пары гужей или гужевых мочек и 8) горта.
Рис. 29. Хомут неразборный стандартный сельскохозяйственный.
Клещи являются основой хомута, они определяют форму и размеры его и обеспечивают необходимую прочность. Изготовляют клещи из прикорневой части березы, клена, вяза и других, одинаковых с ними по прочности пород деревьев, причем нижний конец клещей, для большей прочности, вытесывают из лапы корня дерева (кореньковые клещи). Клещи, изготовленные из прямослойной древесины, непрочны и их следует браковать.
На границе нижней и средней трети кореньковых клещей, в утолщенной части их, называемой пучком, сделаны два отверстия для крепления гужей или гужевых мочек (рис. 30,а).
Рис. 30. Клещи хомута: а - кореньковые, б - фанерные, в - фанерные с накладным пучком, г - фанерные от хомута А. Б. Воейкова.
В годы войны шорная промышленность перешла на изготовление плоских фанерных клещей из полумонолитной фанеры (рис. 30, б). В этих клещах отсутствует утолщение (пучок) в области крепления гужей и нет гужевых отверстий (гужи крепятся в обхват клещи). И то и другое является весьма существенным недостатком, резко снижающим эксплуатационные качества хомута. В настоящее время эти недостатки устраняют и, в соответствии с новым стандартом, фанерные клещи будут изготовлять с накладным пучком и двумя гужевыми отверстиями (рис. 30, в).
Хомутина состоит из плотно увязанного соломенного жгута дугообразной формы, обшитого войлоком, брезентом или мешковиной и плотно обтянутого кожей.
Хомутину прибивают и привязывают к клещам так, чтобы в нижней части хомута она выступала над клещами не менее чем на одну треть своей толщины. Это необходимо для предотвращения повреждения нижней части шеи лошади клещами.
Хомутная подкладка выстилает с внутренней стороны верхние две трети хомута. Она пришита к хомутине и прибита на ремешках к клещам. Изготовляют хомутную подкладку из так называемого хомутного войлока, сложенного в два-три слоя (в зависимости от толщины его). Вдоль переднего и заднего края хомутной подкладки прокладывают по одному соломенному жгуту.
Покрышка хомута притянута сыромятным ремнем - продержкой к клещам хомута и служит для предохранения хомута от атмосферных осадков. По своей длине она должна соответствовать хомутной подкладке. Изготовляют покрышку из кожи или различных заменителей кожи (брезента, кирзы и пр.). Спойный ремень скрепляет распертые шпилькой верхние концы клещей (рожек). Супонь служит для стягивания нижних концов (бородок) клещей при запрягании лошади. Изготовляют супонь из сыромятного ремня, который, в целях обеспечения необходимой прочности, следует обязательно выкраивать вдоль, а не поперек кожи.
Гужи служат для скрепления хомута с оглоблями при посредстве дуги. К гужевым мочкам крепятся постромки, применяемые при бездуговой запряжке. В бездуговой оглобельной запряжке к гужевым мочкам, помимо постромок, крепятся еще запряжники, соединяющие хомут с оглоблями. Кроме того, за гужи или гужевые мочки пристегивают ободовый ремень шлеи.
Гужи изготовляют из наиболее толстой чепрачной части тяжелых сортов сыромятных кож крупного рогатого скота, причем кроить их следует только вдоль хребта кожи. Крой гужей поперек кожи недопустим, ибо он значительно снижает их прочность. Размеры гужей приведены ниже. Горт служит для пристегивания к хомуту наспинного ремня шлеи.
Размеры гужей (ГОСТ 3983-47)
Номер гужей |
Длина не менее (в сантиметрах) |
Ширина (в сантиметрах) |
Толщина не менее (в миллиметрах) |
0 |
150 |
9,0 |
1,5 |
1 |
155 |
9,0 |
1,7 |
2 |
160 |
10,0 |
1,9 |
3 |
170 |
10,5 |
2,0 |
4 |
180 |
11,0 |
2,3 |
5 |
l90 |
12,0 |
2,4 |
6 |
200 |
12,5 |
2,4 |
7 |
210 |
12,5 |
2,4 |
8 |
220 |
12,5 |
2,4 |
Стандартный сельскохозяйственный хомут изготовляют десяти номеров, имеющих соответствующие размеры длины и ширины.
Размеры готовых хомутов (ГОСТ 3978-47):
Номер хомута |
Длина хомута (см) |
Ширина хомута (см) |
0 |
43 |
21 |
1 |
45 |
23 |
2 |
48 |
24 |
3 |
50 |
25 |
4 |
53 |
26 |
5 |
54 |
27 |
6 |
56 |
28 |
7 |
60 |
30 |
8 |
63 |
31,5 |
9 |
66 |
32,5 |
Допуск |
±0,5 |
±0,2 |
Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки на хомутной подкладке до верхнего внутреннего ребра клещей (рис. 29 - линия А), ширину хомута измеряют от середины расстояния между гужевыми отверстиями внутренней боковой поверхности одной стороны подкладки до такой же точки на другой стороне (рис. 29-линия Б). Вес хомутов зависит от их размеров и колеблется в пределах от 6 до 9 кг.
Чтобы определить номер хомута, требуемого для данной лошади, нужно снять с нее мерки.
Длину шеи измеряют метром, который прикладывают вдоль основания шеи, параллельно плечу, причем верхний конец метра упирают в правую ладонь, положенную на предхолочную выемку, а левую ладонь прикладывают внизу к месту выхода шеи и пропускают конец метра между пальцами левой руки (рис. 31).
Рис. 31. Измерение шеи лошади для определения длины хомута.
Отрезок метра между правой и левой ладонями указывает длину хомута. К этой величине прибавляют: для возового хомута 6 см, а для пахотного и разъездного - 3 см.
Для определения ширины хомута измеряют толщину шеи циркулем Вилькенса в местах, указанных на рисунке 32.
Рис. 32. Измерение шеи лошади для определения ширины хомута.
Стандартный хомут имеет ряд существенных недостатков, в малой степени отвечает перечисленным выше требованиям к упряжи и должен быть коренным образом усовершенствован.
Основное давление этого хомута во время работы лошади приходится на самые уязвимые места в области плечо-лопаточных сочленений и, главное, верхних хрящевых концов лопаток в холки лошади (рис. 28 - слева), что часто приводит к потертостям, ожогам и нагнетам.
В то же время середина плеча (средняя треть переднего края лопатки), то есть то место, где должно приходиться, как уже указано выше, основное давление хомута, почти совершенно освобождено от давления. Происходит это потому, что ободистые (овальной формы) клещи стандартного хомута не соответствуют форме шеи рабочей лошади, поскольку у последней шея обычно имеет грушевидную форму с углублением сбоку, в области середины плеча (рис. 33).
Рис. 33. Схема положения хомута на шее рабочей лошади. Сплошной линией показано положение клещей стандартного хомута, пунктиром - положение клещей хомута системы А. В. Воейкова.
Отдельные недостатки стандартного сельскохозяйственного хомута можно в известной мере устранить: надо сделать толще хомутину и подкладку там, где они прилегают к середине плеча лошади, чтобы освободить область холки и плече-лопаточных сочленений от давления и перенести его в основном на середину плеча. Можно заменить ободистые клещи прямыми от гужевых отверстий до споя. Этого же можно достигнуть, если набить деревянный вкладыш вдоль внутренней стороны ободистых клещей, делая их таким образом прямыми. В последнем случае нужно увеличить только толщину подкладки в области, прилегающей к середине плеча.
Кроме того, как в первом, так и во втором случав надо увеличить расстояние между клещами в спое, удалить шпильку и создать подвижность клещей и подкладки в этом месте, чтобы освободить от давления верхние хрящевые концы лопаток и холку. Наконец, следует сделать дополнительные отверстия для перестановки гужей или гужевых мочек (см. ниже), чтобы обеспечить правильное положение хомута на лошади при различных работах.
Более удобны раздвижные хомуты и, в частности, раздвижной хомут системы А. Б. Воейкова.
Раздвижной хомут системы А. Б. Воейкова (рис. 34, А, Б, В, Г) состоит: 1) из пары клещей, сделанных прямыми по внутренней линии от гужевых отверстий до споя; 2) хомутины, имеющей утолщение в местах, прилегающих к середине плеча и скрепленной с клещами привязкой и гвоздями; 3) отъемной передвижной хомутной подкладки, покрытой крышкой; 4) ограничительного ремня; 5) спойного ремня; 6) пары передвижных гужевых мочек и 7) супони.
Рис. 34. Раздвижной хомут системы А. Б. Воейкова: А - в собранном виде, Б - без хомутной подкладки, В - хомутная подкладка, Г - в разобранном виде.
Три номера этого раздвижного хомута заменяют десять номеров стандартного хомута и обеспечивают правильную подгонку его ко всем рабочим лошадям (от мелких до самых крупных), без участия шорника. Хомут № 1 - заменяет № 0,1,2 и 3 стандартного хомута и может быть правильно подогнан к лошадям весом от 300 до 500 кг; № 2 заменяет 3, 4, 5 и 6 стандартного хомута и рассчитан на лошадей весом от 450 до 650 кг; № 3 заменяет № 6, 7, 8 и 9 стандартного хомута и рассчитан на лошадей весом от 600 кг и больше.
Таким образом, каждый номер этого хомута устроен так, что позволяет изменять его длину и ширину в пределах размеров четырех номеров стандартного сельскохозяйственного хомута (рис. 35, А, Б).
Рис. 35. Раздвижной хомут № 1 системы А. Б. Воейкова: А - раздвинут (для лошади весом в 500 кг), Б - уменьшен (для лошади весом в 300 кг).
Этот хомут может быть быстро, без участия шорника, правильно прилажен к каждой лошади. Длину хомута можно изменять путем удлинения или укорочения ограничительного ремня с одновременной передвижкой хомутной подкладки и перестановкой, если это требуется, гужевых мочек. Ширина хомута изменяется регулированием длины спойного ремня и большим или меньшим стягиванием супонью клещей хомута в нижней их части.
Этот хомут опирается на середину плеча лошади так, что основное давление, возникающее во время работы, приходится на среднюю треть переднего края лопатки, - в этих местах хомут прилегает вплотную к шее лошади. На область плече-лопаточных сочленений и переднего края шеи хомут оказывает очень незначительное давление. Верхняя часть хомута, благодаря ее подвижности, во время работы лошади также не производит давления на хрящевые концы лопаток и лишь слегка прилегает к ним. Будучи расположен в предхолочной выемке, этот хомут оставляет всю область холки совершенно свободной от давления как сверху, так и с боков.
Опыт показал, что применение раздвижного хомута системы А. Б. Воейкова на полевых и транспортных работах предотвращает повреждения лошадей. Этот хомут одинаково удобен как для работы лошади в постромочной, так и в оглобельной запряжках (с дугой и без дуги). Этим устраняется необходимость иметь в хозяйстве по два хомута на лошадь: один возовой и другой пахотный.
В силу простоты устройства раздвижного хомута системы А. Б. Воейкова его можно изготовлять не только на шорных фабриках, но и непосредственно в колхозных шорных мастерских.
Кроме того, эта конструкция дает возможность производить без участия шорника замену отдельных деталей в случае их износа или порчи готовыми запасными частями.
Существенное значение имеет и то, что на изготовление этого хомута требуется меньше материалов, чем для соответствующего стандартного сельскохозяйственного хомута. Конструкция раздвижного хомута системы Воейкова обеспечивает и рациональное использование фанерной клещи (рис. 30, г).
Длительные испытания в производственных условиях показали, что хомут системы Воейкова в значительно большей степени отвечает современным зоогигиеническим и хозяйственно-эксплуатационным требованиям, чем стандартный хомут, и благодаря этому может быть рекомендован для широкого применения.