Содержание поголовья должно строго и постоянно соответствовать зоогигиеническим нормам по температурно-влажностному и газовому режимам, нагрузке животных на единицу площади, обеспеченности их фронтом кормления, соблюдению распорядка дня, правил и сроков формирования групп, а также обеспечению животных сбалансированными и доброкачественными кормами. Для предотвращения стрессов с помощью инженерно-технологических приемов необходимо знать и использовать закономерности формирования поведения свиней.
Так, применив нехитрую конструкцию, можно отвлечь животных от покусывания друг друга за хвосты и ушные раковины. Для этого по центру логова подвешивают цепь, которая служит своего рода приманкой для удовлетворения подсвинками своих тактильно-двигательных потребностей. Такое приспособление исключило проявление каннибализма у животных.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о транспортировке животных на мясокомбинаты, о перевозке племенного поголовья. Транспортировать свиней надо на специально оборудованных и предназначенных для этой цели автомобилях, прошедших дезинфекционную обработку и обеспеченных противопожарным инвентарем.
Перед погрузкой животных на дно транспортного средства посыпают опилки, мякину, измельченную солому, чтобы предупредить скольжение ног и снять нервно-мышечное напряжение. Загрузку ведут из расчета 0,4 м2 на 100 кг живой массы, так как и слишком свободное, и очень скученное размещение усиливает утомляемость и травматизм свиней. Животных перевозят в утренние часы со скоростью не более 60 км/ч, а по прибытии к месту назначения немедленно выгружают свиней на специальные площадки.
Предусмотрено соединение помещений для откорма свиней с погрузочной эстакадой и весовой специальными прогонами. В машины загружают однородные партии животных из одного или двух-трех смежных станков, чтобы уменьшить число драк во вновь формируемых группах.
Перевод поросят с доращивания на откорм и в группу ремонтных свинок связан с определенными сложностями, особенно на фермах и комплексах старого типа, не имеющих общих соединительных галерей между зданиями. В этом случае животных приходится перегонять по территории фермы. Они, попав впервые «на свободу», либо разбегаются в разные стороны, либо вообще не идут в нужном направлении и т. д.
Вполне эффективно для транспортировки небольших групп животных (15-20 голов) в пределах территории фермы использовать, частично переоборудовав, автокар с высотой стенок 0,6-0,7 м, площадью 3 м2, с передним подъемным механизмом. Для такой машины не требуется специальной погрузочной площадки, приподнятой над землей, а в помещения с шириной технологического прохода 1,5 м и более она заезжает свободно и можно производить погрузку поросят непосредственно из логова в кузов. Особенно нужна такая или аналогичная машина при погнездном содержании молодняка, когда нежелательны перегруппировки и смешивание особей разных групп.
Предупреждение стрессов в свиноводстве должно носить постоянный, систематический, комплексный характер и базироваться на использовании инженерно-технологических, фармакологических и селекционных приемов и средств. Это будет способствовать наилучшему использованию биологического потенциала, позволит уменьшить потери живой массы и сохранить высокие качества свинины, обусловленные наследственностью этих скороспелых, но чувствительных к стрессам животных.